Какие ткани применяют в пошиве текстильных изделий

Какая ткань имеется ввиду

Ткань — текстильное полотно, изготовленное на ткацком станке переплетением взаимно перпендикулярных систем нитей.

Ткань состоит из двух порядков переплетающихся нитей, расположенных взаимно перпендикулярно. Ряд нитей, идущих вдоль ткани, называют основой, а систему нитей, расположенных поперек ткани, — утком. Соответствующие нити называют основными и уточными. Переплетение нитей в ткани является одним из основных показателей строения ткани. Нити основы и утка последовательно переплетаются друг с другом в определённом порядке (в зависимости от минимального числа нитей — раппорта, — необходимого для законченного ткацкого рисунка). Это влияет на образование ткани с характерной для данного переплетения структурой, внешним видом, свойствами. Ткацкие переплетения простые (гладкие или главные) бывают полотняные, саржевые, сатиновые, атласные или комбинированные.

Производство ткани на ткацком станке

Следует отличать ткани от текстильных полотен, выработанных другими способами: трикотажных полотен, вырабатываемых путём вязания, то есть образования взаимосвязанных петельных рядов, нетканых материалов (к которым можно относить также валяльно-войлочные и холстопрошивные материалы).

Производство

Процесс производства тканей называется ткачеством, которое заключается в выработке текстильных полотен путём переплетения двух взаимно перпендикулярных систем нитей.

Процесс ткачества, как правило, является многопереходным и включает в себя: приготовление к ткачеству (перемотка нитей, снование и шлихтование основ, перемотка и шлихтование или замасливание (если надо) утка), проборка или привязка основы на станке, собственно ткачество и разбраковка тканей.

Заключительная обработка тканей называется отделкой и относится к области химической технологии. Включает в себя (опционально): промывку, расшлихтование, варку, отбелку, мерсеризацию, крашение (периодическим или непрерывным способом), печать, стрижку, ворсование, тиснение.

Ткацкое производство

Классификация

Ткани различают в зависимости от сырья, из которого они выработаны, по цвету, на ощупь, по фактуре, по отделке.

По типу сырья

  • натуральные, которые называют также классическими. Они бывают:
    • растительного происхождения (хлопок, лён, конопля, джут);

    • животного происхождения (шерсть, натуральный шёлк);

    • минерального происхождения (ость, остистая ткань, асбест);

  • химические, подразделяются на:
    • искусственные:
      • из природных веществ органического (целлюлоза, белки) и неорганического (стекло, металлы) происхождения: вискоза, ацетат; металлические нити, люрекс;
    • синтетические: из синтетических полимеров, в том числе:
      • полиамидные ткани (дедерон, хемлон, силон),
      • полиэстеры (диолен, слотера, тесил),
      • полипропиленовые ткани,
      • поливиниловые ткани (кашмилон, дралон).

В промышленности и торговле используют различные обозначения для синтетических тканей. Например, РЕРs — полиэстеровый материал с начёсом, РАОН — полиамидная шёлковая ткань, РОРс — полипропиленовый кабель. В составе ткани могут быть однородные нити (100 %) или различной структуры, что указано на сопроводительной этикетке.

По цвету

  • на гладкокрашеные однотонные (суровое полотно, белая ткань, цветная ткань);
  • на многоцветные (меланжевые ткани, мулированные, набивные, пестротканные ткани).

гладкокрашеная и многоцветная ткань

На ощупь

  • тонкие, приятные на ощупь,
  • толстые,
  • редкие,
  • мягкие,
  • грубые,
  • тяжёлые,
  • лёгкие.

По фактуре обработки поверхности ткани

  • сукно (прессованное, гладкое, ворсованное),
  • байка (вальцованная, ворсованная),
  • (вальцованные двухсторонние),
  • велюровая ткань (вальцованная, с выровненным ворсом).

По назначению

  • Плательные
  • Блузочные
  • Костюмные
  • Пальтовые
  • Курточные
  • Подкладочные
  • Обивочные (мебельные)
  • Портьерные
  • Технические
  • Бельевые
  • Другие

По свойствам

Кроме приведённых выше типов тканей имеются такие материалы, фактура которых отвечает особым требованиям: ткани могут быть очень прочны, не требовать особого ухода (утюжки, например), многоразового использования и т. д. Ткани имеют определенные свойства: воздухопроницаемость, гигроскопичность, сминаемость, паропроницаемость, водоупорность, капиллярность, теплозащита, пылеёмкость, электризуемость и т. д.

  1. Водоупорность ткани — это способность ткани сопротивляться первоначальному прониканию воды.
  2. Гигроскопичность — это способность ткани поглощать и удерживать водяные пары из воздуха.
  3. Капиллярность — это способность ткани впитывать воду.
  4. Воздухопроницаемость — способность пропускать воздух.
  5. Паропроницаемость — способность ткани пропускать водяные пары.
  6. Электризуемость — это способность материала накапливать на своей поверхности статическое электричество. Антистатические препараты устраняют статическое электричество, которое накапливается в тканях при их изготовлении.
  7. Мерсеризация тканей — это процесс кратковременной обработки ткани концентрированным раствором едкого натра с последующей промывкой её горячей и холодной водой. Мерсеризация предотвращает выцветание тканей, сохраняет первоначальный тон, гигроскопичность и прочность, придает материалу шелковистый блеск.

Для придания внешней отделке тканей расцветки, соответствующей назначению материала, используется печатание — получение узорчатых расцветок на белой или окрашенной ткани (прямая печать — печать по отбеленной или светлоокрашенной ткани; вытравленная печать — печать по окрашенной ткани, резервная печать — печать по неокрашенной ткани).

По структуре ткани, способу переплетения нитей

  • с простым (гладким или главным) переплетением — полотняные, саржевые, сатиновые (атласные),
  • со специальным переплетением — мелкозернистые ткани (канва),
  • с составным (комбинированным) переплетением (ткани в клетку, квадратами, полосами),
  • типа жаккардовых — с крупноузорчатым переплетением (простым и сложным),
  • с двухслойным переплетением — образуются два самостоятельных полотна ткани, расположенные одно над другим и связанные между собой одной из систем нитью, образующих эти полотна, или специальной нитью основы или утка (износостойкие и теплозащитные тонкосуконные ткани типа драпа и некоторые шёлковые ткани),
  • с ворсовыми переплетениями — с уточноворсовым переплетением (полубархат, вельвет), с основоворсовым переплетением (бархат, плюш),
  • с обработанным краем — кромкой.

По стороне

При определении фактуры ткани необходимо различить правую сторону и изнанку. Правая сторона внешне выглядит значительно наряднее, приятнее на ощупь; цвета на правой стороне ярче и сочнее, рисунок проступает отчётливо. Существуют ткани с одинаковыми сторонами (с двухлицевым переплетением нитей — облегченные драпы, полотно, панама), у которых трудно отличить правую сторону от изнанки. На шерстяных двухсторонних тканях на правой стороне ворс гораздо короче.

По пряже

По системе прядения пряжа может быть либо гребенной, либо кардной.

Кардная пряжа (или изготовленная аппаратным прядением — уст.) изготовляется из длинных волокон (шерсть, хлопок и пр.). Кардолента, с помощью которой осуществляется кардное прядение, имеет плавающую систему хождения игл, благодаря мягкому основанию из войлока или резины. По кардной системе прядения вырабатывают тонкую, ровную, прочную и эластичную пряжу (кашемир, меринос, габардин, коверкот и др.).

Из более грубых шерстяных тканей данной пряжи известен шевиот. Такой тип ткани эластичный, на ощупь жестковатый; поверхность готовой ткани отличается характерным блеском. По кардной системе прядения вырабатывают и мохеровые ткани, которые значительно мягче и более гладкие, чем шевиот.

Гребенное прядение использует пильчатую гарнитуру (пилку) с жестко зафиксированной иглой для обработки средних и коротких и сильно загрязненных включениями волокон, где не требуется деликатной обработки и имеется большая нагрузка на иглу. Ткань из данной пряжи получается грубой, прочной и пушистой. Для увеличения эластичности и ровности её прессуют и вальцуют.

Из-за некачественного сырья используют смешанный тип прядения. На первом прочесе пользуются гребенным прядением, чтобы разрыхлить волокна и очистить ровницу от посторонних включений, а на втором и третьем используют кардное прядение, чтобы деликатно разровнять волокна и сделать ровницу.

Натуральные ткани

Хлопчатобумажные ткани

Натуральные хлопчатобумажные ткани — это ткани мягкие, теплые, хорошо впитывающие пот; они применяются как ткани бельевые, сорочечные, блузочные, плательные. Ткани данного типа эластичные, отличаются ровностью и одинаковой толщиной. Отрицательная характерная особенность тканей из хлопка — они обладают значительной сминаемостью и усадкой при стирке.

https://cs5.livemaster.ru/storage/ee/a0/11aa2f02234f1cfba95adcadc2gs--materialy-dlya-tvorchestva-hlopok-liberty-velikobritaniya.jpg

Льняные ткани

Натуральные льняные ткани блестящие, гладкие, не раздражают кожу, поскольку к действию разбавленных кислот более устойчивы, чем хлопок. Изделия изо льна обладают лучшими по сравнению с хлопком гигиеническими свойствами, ибо гигроскопичность льна выше, нагревание льняное полотно переносит более легко, оно более теплопроводно. Поэтому из льняных тканей рекомендуют шить летнюю одежду. Лён обладает высокой светостойкостью, от солнечных лучей ткань не теряет цвет. Льняное полотно используют на скатерти и полотенца. Недостаток льна — малая растяжимость и низкая упругость волокна, ткани сильно сминаются, одежда из льняных тканей деформируется.

льняные ткани

Конопляная ткань

Конопляная ткань (посконь, посконина) — ткань из мужских стеблей конопли, дающих более тонкое волокно, чем из женских, идущих на пеньку. Посконь, обычно жесткая и грубая на ощупь, производилась только в крестьянских хозяйствах, став поэтому наряду с другими видами домотканого полотна своеобразным символом крестьянского происхождения, бедности, незавидного положения. Хорошие мастерицы могли делать довольно тонкие ткани, не уступающие льну. Так как такое волокно трудно поддается машинной обработке, то посконь долгое время оставалась крестьянским производством.

Свойства конопляной ткани:

  • Конопляная ткань и одежда из неё не электризуется.
  • Ткань устойчива к внешним воздействиям, не деформируется и не портится при стирке. Модели одежды не теряют форму в процессе носки, они лишь становится мягче и удобней.
  • Конопляная ткань довольно прочна и гораздо дольше носится, чем любая другая.

https://static.tildacdn.com/tild6335-3130-4763-b932-373432383334/0DdcNpPjDUg.jpg

Шерстяные ткани

Натуральные шерстяные ткани — нежные на ощупь, мягкие, тонкие, одинаковой толщины, эластичные, лёгкие, воздухопроницаемы. Они умеренно сминаются. Шерстяные ткани, полученные из пряжи, выработанной по гребенной системе прядения, наиболее высококачественные, обладают несминаемостью. По аппаратной системе прядения шерсти перерабатывают короткую шерсть (тонкую и грубую), получая толстую, рыхлую, малопрочную пряжу, из которой вырабатывают тонкосуконные и грубосуконные ткани; из них шьют платья, костюмы, пальто.

https://textilespace.ru/uploads/images/material-data/00001798/%D0%A8%D0%95%D0%A0%D0%A1%D0%A2%D0%AC%201.jpg

Шёлковые ткани

Натуральные шёлковые ткани; их вырабатывают из тончайших нитей, получаемых из коконов, завиваемых гусеницами шелкопряда (шелковичными червями). Шёлковое волокно (нить) равномерное по толщине, эластичное, блестящее и прочное. Ткани из таких волокон лёгкие, блестящие, воздухопроницаемы, быстро впитывают влагу и быстро сохнут, гигроскопичны. Из шёлковых тканей шьют нарядную одежду — платья, блузы. Недостаток тканей из натурального шёлка — невысокая прочность окраски к свету; этой ткани противопоказаны солнечные лучи, которые снижают её прочность, ультрафиолетовые лучи действуют на неё губительно.

Шелковые ткани

Искусственные шёлковые ткани

Такие ткани (вискоза, ацетатный шёлк) изготовляют из целлюлозы, получаемой из еловой щепы. Искусственную шёлковую ткань рекомендуют для подкладки на костюмы, пальто и другие верхние вещи. При формировании искусственного (вискозного) волокна элементарные твёрдые тонкие нити, выходящие из осадительной ванны, соединяются на центрифугальных прядильных машинах в одну комплексную нить. Эта нить проходит систему прядильных дисков, при помощи которых она получает необходимую вытяжку. Вискозное волокно получают в виде филаментных нитей (шёлка) разной толщины, из которых изготовляют плательные, бельевые и подкладочные ткани. Вискозное волокно обладает хорошей гладкостью и гигроскопичностью, светостойкостью, блеском, в тканях — скольжением, даёт раздвижку и осыпаемость нитей.

Искусственный шелк

Синтетические шёлковые ткани

Их вырабатывают из синтетических волокон, полученных из высокомолекулярных соединений, образованных синтезом из простых низкомолекулярных веществ, которые получены из каменного угля, нефти и природного газа. Полиэстерные (РЕ8Ь) и полиамидные (РАОЬ) шёлка можно обработать таким образом, что они будут водоупорными, им не страшны масляные пятна. В последнее время синтетическим волокнам придаются новые качества — путём механической или химической обработки, например сжатым воздухом, скручиванием. Из таких волокон изготовляют синтетические ткани — чулочную, ткань для верхней одежды. Ткань подобного типа используют для отделки, в изделиях из натуральных тканей.

Смешанные ткани

В целях увеличения срока износа тканей и поднятия износостойкости, что позволит расширить диапазон использования синтетических тканей, учитывая их положительные качества (несминаемость, долговечность, воздухопроницаемость), выпускают смешанные ткани. Состав их может быть таков: 70 % шерсти и 30 % синтетического волокна; 40 % шерсти и 60 % синтетического волокна; 45 % шерсти и 55 % полиэстерного шёлкового волокна (РЕ8з); 20 % шерсти и 80 % полиакрилонитрилового волокна (ПАН) и др. Смешанные ткани эластичны, несминаемы, их не требуется утюжить, они не вызывают аллергию у людей с чувствительной кожей. Смешанные ткани стойкие на износ, у них много преимуществ по сравнению с обычными классическими тканями. Поэтому в последние годы заметно возрос спрос на смешанные ткани.

смешанные ткани

ГОСТ 29298-2005

Группа тканей изготовленных из хлопчатобумажной пряжи - нормируются ГОСТом Р 29298-2005 «Ткани хлопчатобумажные и смешанные бытовые».

Ткань хлопчатобумажная: Ткань, вырабатываемая из пряжи, содержащей 100% хлопкового волокна или хлопкового волокна с вложением не более 10% вискозного или вискозного высокомодульного волокна.

Ткань смешанная: Ткань, вырабатываемая из пряжи, содержащей хлопковое волокно с вложением не более 50% химических волокон или нитей.

Ткань меланжевая: Ткань, вырабатываемая из пряжи, изготовленной из волокон, окрашенных в различные цвета.

ГОСТ 29298-2005 Ткани хлопчатобумажные

Названия тканей по фактуре

  1. Эстергаз — это рисунок ткани в крупные двухцветные или многоцветные квадраты, расположенные в шахматном порядке, с поперечными и продольными полосами. Такой рисунок получают путём использования цветной нити в основе и в утке.
  2. Филь-а-филь (Ш-а-Ш — гуськом, шеренгой, ступенчато) — это рисунок ткани с косыми, чётко выступающими ступенчатыми диагоналями или полосами. Подобный рисунок образуется путём комбинации в саржевом переплетении двух контрастных по цвету нитей в основе и в утке. Соотношение основных и уточных перекрытий в раппорте 1:1.
  3. Ткань в крапинку, точками — рисунок с характерными светлыми точками на темном фоне. Такой рисунок образуется при сложном саржевом переплетении (8 нитей) с использованием нитей контрастного цвета. Соотношение основных и уточных перекрытий в раппорте 2 : 2.
  4. Ткань в клетку — рисунок квадратами, прямоугольниками, ромбиками, расположенными в шахматном порядке, образуется путём использования нитей не менее двух цветов в основе и в утке.
  5. «Гусиные лапки» — такой рисунок на ткани образуется путём переплетения нитей различного цвета, иногда и с помощью набивки.
  6. Ткань «омбре» (растушеванная, с наложенными тенями) — одноцветная или многоцветная, в долевую полоску, которая образуется путём переплетения нитей способом сложной саржи (основное, уточное или равностороннее переплетение).
  7. «Пепита» — ткань в мелкую клетку (квадраты, ромбы, прямоугольники), расположенную в шахматном порядке; обычно двухцветная или пестротканая, причём одна нить всегда белого цвета.
  8. «Райе» — ткань с хорошо заметными долевыми полосами одинаковой или различной ширины. Такая ткань изготовляется путём использования нитей контрастных цветов и соответствующим переплетением. Рисунок создается основным переплетением.
  9. «Ёлочка» — рельефный рисунок на ткани в виде косых ломаных линий различной ширины. Образуется в результате переплетения нитей по типу ломаной саржи при изменении диагоналей саржи под прямым углом. Благодаря различному отражению света диагоналями, идущими в разных направлениях, на поверхности ткани видны продольные полоски из чередующихся основных и уточных перекрытий. Часто используются цветные контрастные нити в основе и в утке.
  10. «Шине» — ткань с характерным контуром рисунка (в клетку, Филь-А-Филь и др.), который получают путём печатания — нанесения на ткань различных печатных красок по заданному рисунку.
  11. Травер — это рисунок на ткани с поперечными полосами одинаковой или различной ширины. Такой рисунок создается путём использования нитей контрастных цветов или соответствующим способом переплетения нитей. Рисунок образует уточное переплетение.

Типы тканей

  • Ажур — ткань со сквозным орнаментом из различной пряжи (хлопковой, шёлковой, шерстяной), а также изделие из такой ткани. Особенно популярен ажур был в первой половине XIX века.
  • Аксамит — золотая или серебряная ткань с травами и разводами, плотная и ворсистая, как бархат. Чтобы выдержать тяжесть золотых (или серебряных) нитей, ткань формировали из шести нитей — двух основных и четырёх уточных. Узор на ткани делали с помощью крученой золотой нити.
  • Акрил — бумажное синтетическое волокно с рядом доказанных высоких качеств. Формоустойчивое, защищенное от моли.
  • Алтабас — плотная шёлковая ткань с орнаментами или фоном из золотой или серебряной нити, разновидность парчи. Алтабас ценился очень высоко и применялся для нужд царского двора, церкви.
  • Альпака — лёгкая ткань из шерсти лам альпака в технике полотняного или саржевого переплетения, а также шерсть одноимённого домашнего животного. Альпака разводят в Боливии и Перу. Шерсть мягкая, тонкая, с шелковистым блеском, очень ценная.
  • Атлас — плотная шёлковая или полушёлковая ткань атласного переплетения с гладкой блестящей лицевой поверхностью. При атласном переплетении уток выходит на лицевую поверхность через пять и более нитей основы. Этим достигается особая гладкость ткани. Атласы могут быть как гладкими, так и узорчатыми.
  • Афгален — шерстяная ткань с характерной, более светлой (по сравнению с общим фоном) полосой в основе (долевой). Чередующиеся полосы (светлая и темноватая — теневая) образуют типичный, растушеванный, с наложенными тенями рисунок путём переплетения в основе двух нитей. Ткань легкая, иногда среднетяжелая, обычно гладкокрашеная или пестротканая. Из неё шьют дамские пальто.
  • Ацетат — вискоза с ацетатной основой. Ткань легкая и гладкая. Легко стирается, формоустойчивая.
  • Байка — мягкая, плотная хлопчатобумажная или шерстяная ткань с густым начесанным ворсом. Из хлопчатобумажной байки шьют теплое белье, женскую или детскую одежду, пижамы, домашнюю одежду. Байка идет и на изготовление легких одеял. Шерстяную байку используют для пошива демисезонных пальто.
  • Бареж — шелковая воздушная ткань на хлопчатобумажной основе для шарфов, вуалей и т. п.
  • Бархат — ткань с разрезанным ворсом, которую получают посредством особого переплетения нитей: четыре попарно образуют верхнюю и нижнюю основу, а пятая — ворс. Бархат с высоким ворсом называют плюшем. Ещё существует уточный бархат, который называют полубархатом, плисом или вельветом. Расцветка бархата может быть самой разнообразной.
  • Батист — льняная, тонкая, легкая и нежная на ощупь ткань, которая вырабатывается полотняным переплетением из очень тонкой гребенной пряжи в основе и утке. Из батиста шьют детское и дамское белье, блузки, платья; батист используется на носовые платки.
  • Бифлекс — это одна из разновидностей синтетического трикотажного полотна. За счет высокого содержания лайкры бифлексовая ткань отлично тянется (до 300 %) в любую сторону, благодаря чему она отлично сидит, не теряет формы и не стесняет движений во время танца. Бифлекс часто используется для пошива платьев для латиноамериканской программы.
  • Брезент — плотная парусина, пропитанная огнеупорными или водоотталкивающими и противогнилостными составами, как правило желто-коричневого или зелёного цвета.
  • Брокат — тип парчи.
  • Букле — грубая ткань полотняного переплетения, из фасонной пряжи, имеющей крупные узелки, расположенные на некотором расстоянии друг от друга, в основе и утке́ или только в утке, в результате чего ткань приобретает шишковатую поверхность. Некоторые виды этой ткани вырабатываются из крученой пряжи в основе и утке, мелкоузорчатым переплетением.
  • Бумажная ткань.
  • Бумазея — плотная хлопчатобумажная ткань саржевого, реже полотняного переплетения с начёсом на одной, обычно изнаночной, стороне. Благодаря начёсу бумазея очень мягка, пушиста, хорошо сохраняет тепло. Выпускается набивной, гладкокрашеной, иногда отбелённой. Употребляется для пошива тёплого белья, женских платьев и кофт, мужских рубах.
  • Бурет — шелковая одноцветная ткань, отличающаяся грубой, на ощупь жесткой неровной поверхностью, без блеска, тяжелая, обычно естественного цвета. Из неё шьют дамские костюмы, блузки, платья, пальто, спортивную одежду.
  • Бязь — хлопчатобумажная плотная ткань полотняного переплетения, бумажный холст, бурметь. Бязь выпускается суровой (неотделанной) и белёной, набивной и гладкокрашеной. Белёная бязь обычно называется полотном. Появилась в России в XVI веке, а в старину привозилась из Азии. Использовалась для опашей, кафтанов и другой верхней одежды как подкладка. В XVIII—XX вв. отбелённая бязь служила для пошива нижнего солдатского белья, так как была дешевле миткаля. Гладкокрашенную бязь использовали для подкладки и дублирования костюмных и пальтовых тканей, набивную — для женских и детских лёгких платьев.
  • Ватола (устар., местн.) — то же, что дерюга, толстая и грубая ткань.
  • Вельвет — хлопчатобумажная ткань с рядами ворсовых пучков. Ткань с узким рубчиком называется вельвет-рубчик, с широким — вельвет-корд.
  • Велюр — (от фр. velours — бархат) — общее название мягких ворсовых материалов, имеющих бархатистую лицевую поверхность, к которым относятся как ткани (хлопчатобумажные, из искусственного шёлка, шерстяные), так и фетр, кожа.
  • Вискоза — создается из целлюлозы при помощи вискозного метода. Великолепные качества в носке. Огнеустойчива, хорошо стирается. Ткани, в состав которых входит вискоза, более практичны, чем шёлк или лён.
  • Виссон — тончайшая ткань, неоднократно упоминаемая в исторических источниках, в Священном Писании. Состав спорен, материалом часто называют лён или нить, выделяемую некоторыми видами моллюсков. Из виссона изготавливались одежды первосвященников, царей, фараонов, в них одевались центурионы и патриции, в него заворачивали мумии фараонов. Такая популярность объяснялась высочайшим качеством этой материи, её легкостью, тонкотканностью и прочностью. К примеру, пару перчаток из виссона можно сложить в скорлупу грецкого ореха.
  • Войлок — плотный материал из валяной шерсти или из синтетических волокон.
  • Вуаль — тонкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения.
  • Габардин — шерстяная ткань, вырабатываемая из мериносовой пряжи, очень тонкой, кручёной в два конца для основы, и менее тонкой, одинарной — для утка. Благодаря применению особого вида переплетения — сложной саржи, на лицевой поверхности образуется резко выраженный мелкий рубчик, идущий наклонно под углом 60-70°. Из габардина шьют весенне-летние мужские и женские пальто, а также костюмы и некоторые виды офицерского обмундирования.
  • Газ — лёгкая, прозрачная ткань особого газового переплетения. В процессе ткачества две нити основы переплетаются с одной нитью утка́ и не уплотняются при этом. За счёт пространства между нитями газ вырабатывается нежным и полупрозрачным.
  • Гипюр (фр. guipure, англ. venice lace — венецианское кружево) — плетёное кружево с выпуклым узорным рисунком, в котором элементы рельефного неправильного узора соединены между собой тонкими связками.
  • Глазет (от фр. glace — лощёный) — ткань, похожая на парчу, с шёлковой цветной основой и узорами из золота и серебра.
  • Гобелен — шерстяная, на ощупь мягкая ткань с длинным блестящим ворсом. Вырабатывается эта ткань сложным крупноузорчатым переплетением из трех, четырёх и более систем нитей; она двухслойная, тяжелая или среднетяжелая, крупноузорчатая, гладкокрашеная или меланжевая. Из данной ткани шьют дамские пальто, зимние мужские и дамские костюмы, юбки, спортивные куртки.
  • Гомеспун — шерстяная, грубая, мелкозернистая и эластичная ткань, среднетяжелая, на ощупь жесткая, колючая, ворс без последующей подстрижки. Такую ткань вырабатывают обычно саржевым переплетением. Из гомеспуна шьют мужскую одежду, пиджаки, дамские костюмы, пальто.
  • Грезет — однотонная ткань из шерсти или низкосортная шелковая с мелким цветочным узором.
  • «Гро-» — корень названий тканей, содержащих шёлк:
  • Грогрон — дорогостоящий гладкокрашеный шелк высшего качества;
  • Гроденапль — очень плотная гладкокрашеная шелковая ткань, шла на изготовление шляпок, цилиндров, дамской обуви;
  • Гродетур — плотная немнущаяся гладкокрашеная шёлковая ткань темных цветов, употреблялась в облачениях священников. Также известна как «гарнитур».
  • Губертус — шерстяная легкая, иногда средне-тяжелая ткань, на ощупь мягкая. Поверхность ткани ворсованная (с последующей подстрижкой).
  • Дамаст — ткань обычно шёлковая, одно- или двухлицевая с рисунком (обычно цветочным), образованным блестящим атласным переплетением нитей, на матовом фоне полотняного переплетения.
  • Дамаск (ткань) — дамасковая ткань, чаще дамасковый шелк. Изначально предназначалась для церковного облачения и обивки мебели. Затем лишь некоторые, более легкие виды — для одежды. Сегодня дамасковой тканью называют шелковую, шерстяную или хлопчатобумажную ткань полотняного или копрового переплетения, иногда в комбинации с атласным с характерным рисунком.
  • Деворе — ткань с рисунком, полученным выжиганием (химической вытравкой) части волокон.
  • Демикотон — очень плотная и жесткая ткань двойного атласного переплетения, для верхней одежды среднего класса.
  • Деним — грубая, плотная ткань саржевого переплетения, из которой Ливай Страусс сшил первые классические джинсы. Традиционно у денима в индиго окрашена только нить основы, но не уто́к. Для получения денима других цветов (в частности, чёрного) применяются красители на основе серы.
  • Дерматин (от др.-греч. δερμάτινος — кожаный) — хлопчатобумажная ткань с нитроцеллюлозным покрытием, нанесённым на одну или обе стороны ткани; заменитель кожи, дешёвый отделочный материал.
  • Дерюга — грубая полотняная ткань из пеньки.
  • Джинсовая ткань, джинса, (деним).
  • Джерси — шерстяное (чаще всего) трикотажное полотно.
  • Джутовая ткань — натуральный экологичный материал с широкими возможностями использования. Ткань делается из волокон одноимённого растения — джут, который обладает водоотталкивающими свойствами, прочностью, и воздухопроницаемостью. Благодаря этому джутовое полотно активно используют в строительстве, сельском хозяйстве, транспортировке различных продуктов и товаров.
  • Диагональ — плотная ткань из хлопчатобумажной пряжи, устойчивая к истиранию и сохраняющая яркость цветов в течение долгого времени. Для диагонали характерны резко выраженные рубчики на поверхности, расположенные под углом больше 45° к кромке ткани; они получаются в результате соответствующего подбора соотношений плотности и толщины основы и утка, а также применения специального переплетения нитей.
  • Дифтин — хлопчатобумажная ворсовая ткань, гладкокрашеная (окрашивают её в готовом виде, в куске), иногда пестротканная, с шелковистым блеском, очень густым ворсом на правой стороне. В процессе изготовления ткань ворсуется на лицевой стороне с последующей подстрижкой. Из дифтина шьют спортивные куртки, одежду для мальчиков, женские куртки.
  • Донегаль — шерстяная плотная ткань, на ощупь жесткая. Характерна неровностью, ворс без подстрижки. Чаще ткань меланжевая, иногда поверхность ткани в узелках. Из неё шьют мужскую спортивную одежду, пиджаки, куртки, дамские пальто.
  • Драдедам — ворсовая шерстяная ткань, дешёвое сукно.
  • Драп — (франц. drap — сукно), тяжёлая, плотная шерстяная ткань сложного переплетения из пряжи аппаратного (суконного) прядения. Драп состоит обычно из двух слоёв, благодаря чему обладает высокими теплоизолирующими свойствами. Лицевая сторона ткани часто вырабатывается из более высококачественной шерсти, чем изнанка. В зависимости от структуры и рисунка переплетения драп может быть ворсованным и неворсованным, одно- и многоцветным, с гладким лицом и рисунчатой подкладкой. Из драпа шьют зимние и демисезонные пальто.
  • Дубль — шерстяная, на ощупь грубая, жесткая ткань. Тяжелая, гладкокрашеная или меланжевая. Вырабатывают её двойным переплетением. Фактура ткани бывает как байка, войлок, велюр. Обычно из данной ткани шьют дамские и мужские пальто.
  • Дымка — прозрачная шелковая ткань.
  • Дюшес — шелковая одноцветная плотная ткань с гладкой поверхностью, на ощупь плотная. Из натурального шелкового дюшеса шьют дамские платья, синтетическую ткань этого типа используют как подкладочный материал, на подстежки.
  • Жаккард — плотная ткань с крупным узором. При этой технологии тканого переплетения рельефный рисунок вплетается в основу. Количество нитей как основы, так и утка может достигать нескольких сотен, ткань выполняется на специальных жаккардовых ткацких станках.
  • Жатка — Под общим названием «жатка» подразумевается ткань, обладающая рельефной, слегка растягивающейся поверхностью.
  • Жоржет — шерстяная, легкая, очень тонкая, полупрозрачная ткань, на ощупь жестковатая. Вырабатывается полотняным переплетением (в основе плотность нитей значительно выше, чем в утке). Выпускается гладкокрашеной и напечатанной. Эта ткань похожа на креп-жоржет. Из жоржета шьют дамские нарядные платья, блузы.
  • Зарбаф, изорбаф — золотая или серебряная ткань с узорами шелковыми, серебряными и золотыми.
  • Зефир — хлопчатобумажная ткань с характерными узкими продольными полосками, называемыми «просновки», которые образуются утолщёнными нитями основы или цветными нитями.
  • Зарбаф, изорбаф — золотая или серебряная ткань с узорами шелковыми, серебряными и золотыми.
  • Зефир — хлопчатобумажная ткань с характерными узкими продольными полосками, называемыми «просновки», которые образуются утолщёнными нитями основы или цветными нитями.
  • Казинет — хлопчатобумажная или шерстяная одноцветная ткань для недорогой верхней одежды, дешёвой униформы.
  • Каразея — грубая шерстяная ткань неплотной фактуры, известная с XIII века.
  • Карбон — сверх прочная ткань для изготовления бронежилетов и шлемов стиль милитари. Сделана из углеволокна. Есть более прочная материя с использованием нанотрубок.
  • Камлот — старинная, плотная, темная шерстяная или хлопчатобумажная ткань, грубая, диагонального переплетения.
  • Канифас (бельевой) — хлопчатобумажная ткань, мелкоузорчатая в основе, обычно светло-синего, розового, жёлтого, зелёного и нежно-фиолетового цвета. Вырабатывается ткань жаккардовым переплетением. Из неё шьют постельное белье, нижнее белье, одежду.
  • Камвольная — камвольные (гребенные) ткани — шерстяные и полушерстяные ткани, выработанные из пряжи гребенного (камвольного) способа прядения.
  • Канва (ткань) — сетчатая хлопковая, льняная (или смешанная по составу) ткань, а также основы из других материалов. Применяется для вышивания счётным крестом, несчётным крестом, гладью, гобеленовым швом, в ковровой технике и т. д. для изготовления подушек, ковров, вышитых картин, сумочек, шкатулок и другого, иногда как прокладочный материал в одежде. Основа для вышивки бывает нескольких видов. Это Аида и Хардангер, канва равномерного переплетения (хлопок), канва неравномерного переплетения (лён и льняные смеси), пластиковая канва, накладная канва для вышивки по одежде (она подразделяется на удаляемую выдёргиванием и водорастворимую), перфорированная бумага, страмин.
  • Кашемир — чистошерстяная, легкая, мягкая ткань, матово-блестящая, вырабатывается диагональным переплетением. По характеру расцветки кашемир может быть гладкокрашеным, пестротканым, меланжевым, набивным. Рисунки на ткани разнообразны; встречаются с восточными мотивами. Из данной ткани шьют дамские платья, блузки.
  • Кепер — хлопчатобумажная или льняная грубая ткань; фактура материала — диагоналевые полосы (подобно габардину или вельвету-корду).
  • Кевлар — прочная ткань используется для изготовления мото костюмов, бронежилетов, шлемов и пр.
  • Кирза — плотная, прочная, многослойная хлопчатобумажная ткань. Термин чаще используется в отношении обувной кирзы — композитного материала, состоящего из обработанной плёнкообразующими веществами многослойной хлопчатобумажной ткани (фактической кирзы). Используется как заменитель кожи. Поверхность обувной кирзы подвергают тиснению для имитации фактуры свиной кожи.
  • Кисея (муслин) — чрезвычайно легкая, прозрачная бумажная ткань полотняного переплетения.
  • Китайка (ткань) — хлопчатобумажная ткань синего цвета.
  • Клоке — шерстяная или шелковая ткань, гладкокрашеная, с неравномерно ворсистой поверхностью. Ткань легко сминаема, что способствует быстрому её износу, деформации. Из данной ткани шьют нарядные платья, дамские летние пальто. Шелковое клоке рекомендуют на нарядные женские платья, выходные платья для торжественных случаев молодым девушкам.
  • Коленкор — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, для белья, отделки, подкладок.
  • Коломянка — шерстяная пёстрая домотканая ткань; или же одноцветная льняная фабричная, обычно светлого оттенка.
  • Корд — шерстяная ткань, среднетяжелая, на ощупь плотная, прочная. Поверхность ткани слабо ворсистая, ясно выраженное ткацкое переплетение в виде рубчиков. Вырабатывают её из тонкой кардной крученой пряжи (типа мулине). Из этой ткани шьют дамские костюмы, плащи, мужскую одежду.
  • Кордура (CORDURA®) — синтетический, износоустойчивый, водоотталкивающий материал.
  • Креп — шелковая ткань, обычно однотонная. Благодаря особой выделке имеет шероховатую поверхность, будто с бугорками:
    • Крепдешин — шелковая ткань с умеренным блеском, поверхность мелкозернистая вследствие применения в утке попеременно крепа левой и правой крутки. Вырабатывается ткань полотняным переплетением из шелка-сырца в основе и крепа в утке; она может быть гладкокрашеной и напечатанной. Из крепдешина шьют блузки, платья, изготовляют шали;
    • Креп-жоржет — шелковая ткань, тонкая, полупрозрачная, более блестящая, чем крепдешин. Вырабатывается полотняным переплетением, из крепа в основе и утке, отличается жесткостью, упругостью, сыпучестью. Из данной ткани шьют платья, блузки, используют для отделки;
    • Креп-шифон — ткань, относящаяся к креповой подгруппе группы тканей из натуральных шелковых нитей, вырабатываемая полотняным переплетением из перекрученного шелка-крепа в основе и утке (поверхностная плотность — 25 г/м²). Для креп-шифона характерна матовая поверхность;
    • Креп-сатин — шелковая ткань, относящаяся к группе тканей из искусственных нитей и представляющая собой ткань атласного переплетения с гладкой блестящей лицевой стороной и матовой с креповым эффектом изнанкой (поверхностная плотность — 250 г/м²). Обе стороны могут использоваться как лицевые.
  • Кретон — хлопчатобумажная ткань из окрашенных в разные цвета нитей, дающих геометрический орнамент. Шла на обивку мебели, драпировки.
  • Кримплен — синтетическая ткань
  • Круль — шерстяная, среднетяжелая ткань, на ощупь мягкая; фактура ткани рельефная, с узелками, спиралями. Из данной ткани шьют дамские костюмы и плащи.
  • Крэш (Кринкл) — жатая ткань. Долговечные складки, морщины и заломы, которые создаются на ткани благодаря длительному воздействию пресса. Для изготовления ткани-крэш используют тонкие, либо синтетические материалы. На таких тканях заломы держатся долго и не распрямляются.
  • Кумач — хлопчатобумажная ткань красного цвета.
  • Купро — вискоза с медноаммиачным волокнами. Изготоавливается химическим путём из натурального сырья — древесины и хлопка. Ткань обладает шелковистым блеском, красиво драпируется, хорошо впитывает влагу и пропускает воздух.
  • Лайкра — высокорастяжимое (до 400 %) волокно, применение которого в смеси с другими обеспечивает высокую растяжимость и эластичность полотна. Нашло широкое применение при выработке полотен, используемых для изделий, плотно облегающих фигуру человека — купальников, спортивной одежды, платьев, брюк и пр.
  • Лаке — вид отделки тканей шелкового ассортимента, в результате которой поверхность ткани становится блестящей и гладкой, как у атласа.
  • Ластик (ткань) — хлопчатобумажная ткань атласного переплетения, толще сатина, но тоньше демикотона.
  • Лиоцелл (он же Тенцель, Орцел).
  • Лоден (Loden) — шерстяная ткань, тяжелая или среднетяжёлая, на ощупь грубая. Поверхность ткани увалена, застил закрывает ткацкое переплетение. Обычно ткань мелиорируется. Из неё шьют спортивные плащи и цельнокроеные комбинезоны.
  • Лён — это ткань с гладкой поверхностью и матовым блеском, получаемая изо льна. Льняное волокно получают из кожицы растения.
  • Люстрин — шерстяная или полушерстяная глянцевая ткань.
  • Мадаполам — хлопчатобумажная бельевая ткань полотняного переплетения, гладкая, глянцевитая и жёсткая на ощупь. Суровьём для мадаполама служит миткаль, подвергаемый при отделке белению, сравнительно сильному аппретированию и лощению.
  • Манчестер (бархат, вельвет уточно-ворсового переплетения).
  • Маркизет — почти прозрачная тонкая бумажная или шелковая ткань изготовленная из пряжи в две скрученные нити. Часто использовалась для тканевых навесов от солнца над окнами (маркизок).
  • Марля — очень редкая, прозрачная и вместе с тем лёгкая по весу хлопчатобумажная ткань. Прозрачность и лёгкость этой ткани достигается тем, что как основные, так и уточные нити не прилегают в марле одна к другой вплотную, как в обычных тканях, а отделяются более или менее заметными промежутками.
  • Марселин — плотная тонкая однотонная шерстяная ткань.
  • Махровая ткань — это натуральная ткань, поверхность которой состоит из ворса (петель основных нитей). Ворс может быть как одинарным (односторонним), так и двойным (двусторонним). Кроме односторонней и двухсторонней, различают также ткань с рельефным рисунком в структуре махры и ткань со стриженным ворсом (стриженная махра).
  • Меринос — шерстяная ткань, как правило, одноцветная.
  • Мешковина — грубая прочная ткань, вырабатываемая из толстой пряжи полотняным переплетением нитей (см. холст). Пряжа для мешковины изготовляется из грубостебельных (жёстких лубяных) волокон: джута, кенафа, канатника, конопли и т. п. Мешковина используется для изготовления мешков, грубой одежды, грубых фильтров для воды и технических жидкостей, и как паковочная ткань.
  • Микрофибра — ткань, произведённая из волокон полиэфира, также может состоять из волокон полиамида и других полимеров. Своё название ткань получила из-за толщины волокон, составляющей несколько микрометров. Микроволокно используется в производстве тканых, нетканых и трикотажных тканей. Может быть использована в производстве одежды, обивке, в промышленных фильтрах, в уборочной продукции.
  • Миткаль — суровая тонкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения. Миткаль используется как полуфабрикат в производстве клеёнки, дерматина и др. В результате соответствующей отделки из миткаля получают ситец и бельевые ткани — мадаполам, муслин и др.
  • Молескин — плотная прочная хлопчатобумажная ткань, обычно окрашенная в тёмные цвета.
  • Мохер — шерсть ангорской козы, козья шерсть. Термин «мохер» используется для всех видов пряжи из этой шерсти или с применением этой шерсти в смеси с другими, а также для изделий и материалов из такой пряжи.
  • Модал — специальное вискозное волокно с высоким водоотталкивающим эффектом.
  • Муар — шелковая ткань с волнистыми разводами. Шла на отделку, орденские ленты:
    • Муар-антик — муар с крупными разводами;
    • Громуар — муар высшего качества.
  • Муслин — тончайшая ткань из хлопка, льна или шелка с полотняным переплетением.
  • Мухояр — пестрая домотканая ткань из льна с примесью окрашенных в пряже шерсти или хлопка.
  • Набивная ткань — ткань, поверхность которой украшена печатным рисунком. Первоначально набивная ткань вырабатывалась ручным способом — набивкой (набойкой). Впоследствии термин «Набивная ткань» стали применять также для тканей, на которых рисунок наносится тканепечатающими машинами.
  • Нанка — грубая, плотная, желтоватого оттенка или серая очень дешёвая хлопчатобумажная ткань.
  • Нате — шерстяная и шелковая ткань с характерной пластичной поверхностью. Изготовляется из толстой в основе и тонкой в утке пряжи, благодаря чему образуется равномерно повторяющийся рисунок. Из шерстяного нате шьют дамские пальто, плащи и костюмы, из шелковой ткани — женские платья.
  • Объярь — разновидность муара, старинная шелковая ткань, иногда с включением золотой или серебряной нити.
  • Омбре — шелковая легкая ткань с характерными повторяющимися продольными линиями цветовой гаммы. Изготовляется из тонкого натурального или цветного вискозного шелка. Из данной ткани шьют дамскую одежду, галстуки.
  • Органза — тонкая жесткая прозрачная ткань, сделанная из полиэстера, шёлка или вискозы.
  • Органди — очень тонкая жесткая прозрачная матовая шелковая ткань, выработанная мелкоузорчатым переплетением. Применяют для отделки платьев, изготовления воротничков, жабо и др.
  • Органтин — хлопчатобумажная, редкая, сильно накрахмаленная ткань, изготовленная из тонкой пряжи. Используют как подкладочный материал, сохраняющий форму одежды (нижние юбки, чехлы под платья и т. п.). В недалеком прошлом из данной ткани шили свадебные наряды для невест и блузы для торжественных случаев.
  • Панама — хлопчатобумажная или шерстяная гладкокрашеная ткань, на ощупь мягкая, блестящая. Вырабатывается двойным или тройным переплетением (т. н. рогожка), в результате чего на поверхности ткани образуются чередующиеся прямоугольники из основных и уточных перекрытий, расположенных в шахматном порядке. Хлопчатобумажная панама используется на дамские платья и блузки. Из шерстяной панамы шьют дамские платья и костюмы.
  • Парусина — тяжёлая плотная конопляная, льняная или полульняная ткань из толстой пряжи.
  • Парча — художественно-декоративная ткань с шёлковой основой, содержащая в утке или реже в основе металлические нити (золотые, серебряные и пр.). Известна с глубокой древности, в настоящее время производится в небольших количествах и используется в основном в исторических театральных костюмах.
  • Пепита — ткань в мелкую клетку (квадраты, ромбы, прямоугольники), расположенную в шахматном порядке; обычно двухцветная или пестротканая, причем одна нить всегда белого цвета.
  • Перкаль — плотная хлопчатобумажная ткань из некрученых нитей. В зависимости от толщины используется в авиации, промышленности, изготовления постельного белья (не пропускает пух, перья), женских блузок.
  • Пестроткань — ткань с рисунком, образованным в процессе ткачества, с использованием нитей или волокон разных цветов (в отличие от рисунка, образованного окрашиванием готовой ткани). Рисунок обычно имеет вид полос или клеток, и образуется чередованием разноцветных продольных или поперечных нитей (т. н. основы и утка).
  • Пестрядь — домотканая ткань из остатков пряжи разного качества (лен, шерсть) или разного цвета. Имела слегка шероховатую поверхность и характерно пестрый цвет, иногда в мелкую клетку.
  • Пике — плотная ткань из шелка или хлопчатобумажная. Поверхность покрыта мелкими рубчиками. Шла на отделку и жилеты.
  • Плис — хлопчатобумажный бархат с относительно длинным ворсом. Употреблялся в дорогой одежде крестьянами, в дамской обуви.
  • Плюш — ворсовая ткань, отличается от бархата более высоким (до 6 мм) и менее густым ворсом. В зависимости от вида ворса различают П. разрезной и неразрезной (петельный), а от способа выработки и отделки — гладкий или рисунчатый, тиснёный и т. д. Плюш применяется для пошива и отделки одежды, обивки мебели, изготовления покрывал, занавесей и т. п.
  • Полиамид (нейлон) — синтетическое волокно с исключительным сопротивлением к растяжению и высокой стойкостью к износу.
  • Поликоттон — ткань состоящая из смеси полиэстера и хлопка в разных пропорциях.
  • Полиэстер — синтетический материал нового поколения. Хорошо пропускает воздух, отличается повышенной мягкостью и простотой в уходе.
  • Полубархат — хлопчатобумажная ткань, имеющая на своей поверхности вертикально расположенный ворс, который получен благодаря уточно-ворсовому переплетению. Ткань повышенной плотности по утку, среднетяжелая, ворс хорошей густоты, невысокий, покрывающий равномерно всю поверхность ткани. Полубархат имеет эффектный внешний вид, вырабатывается пестротканым, гладкокрашеным (окрашивается в готовом виде, в куске) или напечатанным (расцвеченный способом).
  • Пониток — полусукно из пеньковой или льняной основы и шерстяного утка.
  • Посконь (посконная ткань) — домотканая дешевейшая ткань из конопляного волокна, грубая и неокрашенная.
  • Поплин — хлопчатобумажная, шелковая или шерстяная ткань (т. н. ложнорепсовая или рубчиковая), плотная, блестящая, гладкая, мягкая. Вырабатывается полотняным переплетением. Вследствие того, что уточные нити распрямлены, а плотность основных нитей больше, чем уточных, лицевая сторона и изнанка ткани созданы из основных нитей, образующих мелкий поперечный рубчик. Поплин может быть отбеленным, гладкокрашеным, напечатанным и пестротканым. Из него шьют мужские сорочки, пижамы, дамские платья и блузы. Из шелкового поплина изготовляют нарядные платья.
  • Равендук — толстое грубое полотно, похожее на парусину. В XVIII в. из пеньки, в XIX в. — из льна.
  • Ратин — шерстяная ткань. На лицевой стороне слегка волнистый ворс, особым образом обработанный вальцами.
  • Рединка (устар. Борла) — то же, что серпянка.
  • Репс — хлопчатобумажная или шёлковая ткань, образованная переплетениями, производными от полотняного переплетения — осно́вный или уто́чный репс. У основного репса более длинные (усиленные) основные перекрытия, чем уточные, у уточного — наоборот, уточные перекрытия длиннее основных.
  • Рогожа — грубая хозяйственная ткань. Первоначально производилась из волокон растения рогоз (отсюда и название), а позже и из лыка (мочала). Из такой ткани изготовлялись кули, рогожные мешки, половики, грубая рабочая одежда и т. д.
  • Саржа — хлопчатобумажная, шёлковая, шерстяная или искусственная ткань с диагональным переплетением нитей; вырабатывается в основном гладкокрашеной и набивной. Используется как подкладочная, платьевая, техническая и т. п. ткань. Хлопчатобумажная, шерстяная и полушерстяная саржа являлись основной тканью для пошива военной полевой формы многих государств, к примеру таких как «афганка» и «гимнастёрка».
  • Сарпинка — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, полосатая или клетчатая, приготовляется из тонкой (60—80), заранее крашенной пряжи. Изготовляется главным образом приволжскими немцами-колонистами.
  • Сатин — ткань сатинового переплетения нитей из хлопчатобумажного или синтетического волокна. Имеет гладкую, шелковистую лицевую поверхность, на которой преобладают уточные нити; довольно плотен и блестит; выпускается в основном гладкокрашеной, набивной и отбелённой. Применяется для изготовления платьев, мужских рубашек, как подкладочная ткань и т. д. Благодаря своим качествам сатин широко используется для изготовления постельного белья.
  • Сермяга — грубое домотканое неокрашенное и неотбеленное сукно серого или бурого цвета.
  • Серпянка — редкая неплотная льняная ткань.
  • Синель — велюровая ткань, изготовленная из специальной синельной нити.
  • Сизаль — натуральное грубое волокно, получаемое из листьев растения Agava sisolana из рода Агава, иногда сизалем называют и само растение.
  • Ситец — лёгкая хлопчатобумажная гладкокрашеная или набивная ткань, получаемая в результате специальной отделки сурового миткаля.
  • Стамед — шерстяная ткань диагонального переплетения. Красного цвета, шла на подкладку, обычно мундирную.
  • Стекловолокно — очень прочная ткань, по своим свойствам веса тяжелее кевлара и карбона. Используется для изготовления бронежелетов. стиль милитари.
  • Стёганое полотно — это прошитые насквозь два куска ткани, между которыми находится слой ватина или ваты. Изготовление стеганого полотна также называется квилтингом.
  • Сукно — шерстяная ткань, на ощупь мягкая, плотная. Поверхность ткани умеренно блестящая. Вырабатывается переплетением усиленный сатин из кардной средней толщины пряжи в основе и аппаратной толстой пряжи в утке. В отделке ткань подвергают ворсованию, затем ворс стригут и запрессовывают. Из сукна шьют дамские костюмы и пальто. Название происходит от чешского слова «соукать» (зоика!) — мять, валять. Ткань известна издавна, изготовлялась она в домашних условиях.
  • Тарлатан — недорогая мягкая редкого переплетения хлопчатобумажная ткань типа кисеи, шла на платья.
  • Тафта — тонкая и плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань.
  • Твид — шерстяная ткань, эластичная, среднетяжелая, мягкая на ощупь, с небольшим ворсом. Бывает меланжевая, мулинированная ткань, чаще с цветными узелками. Из данной ткани шьют дамские платья, юбки, костюмы, пальто, а также мужские пиджаки и брюки.
  • Термолама — очень плотная толстая шелковая ткань золотистого цвета; дорогостоящая, шла на шлафроки.
  • Терно — дорогая шерстяная ткань диагонального переплетения из высококачественной шерсти горной козы, употреблялась для шалей и женских платьев.
  • Тибет — двусторонняя шерстяная ткань диагонального переплетения из шерсти горной козы, употреблялась для шалей.
  • Тик — грубая плотная льняная или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения с полосами красного или синего цвета. Для рабочей одежды, обивки мебели.
  • Трикотин — лёгкая шерстяная ткань, эластичная, гладкокрашеная, с характерной структурой (полосками), напоминающей вязание. Название произошло от французского слова трико — вязание. Из этой ткани шьют дамские платья и костюмы.
  • Трип — утрехтский бархат, шерстяная ткань с ворсом на лицевой стороне. Употреблялась для верхней одежды, шляп, обивки мебели или экипажей.
  • Туаль — тонкая натуральная шёлковая ткань с полотняным плетением и блеском, использующаяся на подкладке дорогой одежды.
  • Тюль (ткань) — лёгкая прозрачная сетчатая гладкая или узорчатая ткань(хлопчатобумажная, полушёлковая и др.).
  • Фай — шёлковая ткань репсового переплетения.
  • Фатин — лёгкая сетчатая ткань средней жёсткости, вуаль из полиэстерной нити. Полупрозрачная, матовая или блестящая. В отличие от тюля, фатин всегда гладкий и однородный. Плотность фатина — от 15 до 40 граммов на квадратный метр.
  • Фетр — сорта войлока, изготавливаемые из тонкого пуха кроликов или коз.
  • Фламинго — шелковая, обычно гладкокрашеная, иногда напечатанная (набивная), на поверхности ткани выпуклые рубчики типа репсового переплетения. Ткань вырабатывается саржевым переплетением. Из неё шьют летние женские платья, платья для девушек.
  • Фланель — хлопчатобумажная, шерстяная или полушерстяная ткань полотняного или саржевого переплетения, с пушистым двусторонним или односторонним равномерным редким начёсом. Теплосберегающий, мягкий, приятный на ощупь материал.
  • Флис — популярное синтетическое трикотажное полотно из полиэстера для изготовления тёплой одежды. Изобретён в 1979 году.
  • Флауш — шерстяная, на ощупь мягкая ткань с длинным, частично лежащим ворсом. Она среднетяжёлая, редко меланжевая. Из данной ткани шьют дамские и мужские пальто.
  • Флок (в переводе с немецкого — «снежинки» или «хлопья») — материал, чаще всего применяемый для обивки (декоративной обтяжки) мебели. Также используется в салонах автомобилей.
  • Фофудья — восточная златотканная материя.
  • Фреска — шерстяная эластичная пористая ткань, на ощупь жесткая, колючая; структура этой ткани, вырабатываемая полотняным переплетением, редкая, хорошо заметна, если данную ткань наложить на другой материал более яркого цвета. Эту ткань рекомендуют для домашней одежды, спортивных блуз, рубашек.
  • Фриз — дешёвая грубая шерстяная ткань со слегка вьющимся ворсом.
  • Фуляр — лёгкая шелковая ткань, очень мягкая, одноцветная или с орнаментом. Употреблялась для платков, косынок.
  • Футер — тёплая мягкая ткань с небольшим начёсом с изнанки.
  • Хлопок — волокно растительного происхождения, покрывающее семена хлопчатника, важнейшее наиболее дешёвое и распространённое растительное волокно. В русской технической литературе до второй половины XIX века вместо слова «хлопок» применяли термин «хлопчатая бумага», сохранившийся до настоящего времени в словах: хлопчатобумажная ткань, хлопчатобумажная промышленность и других.
  • Холст — конопляная или льняная ткань с полотняным (то есть, перпендикулярным с чередованием нахлёстов через одну нить) переплетением пряжи. Холст из конопли, имеющий желтоватый цвет, был более распространен в средней полосе России, так как конопля лучше произрастала в сложных природных условиях. Он обычно толще и грубее серебристого льняного холста, но имеет более высокую износоустойчивость. В народе ткали холст разных по качеству сортов: для тонких обрядовых полотенец, праздничной или рабочей одежды.
  • Чесуча — плотная шёлковая ткань, обычно желтовато-песочного цвета.
  • Шалон — двусторонняя легкая шерстяная ткань диагонального переплетения для верхней одежды.
  • Шанжан — ткань хлопчатобумажная, пестротканая, среднетяжелая, с контрастной фактурой основы и утка. Применяя различно окрашенные нити для основы и утка при выработке гладких тканей, получают эффект переливающегося цвета, т. н. эффект «шанжан». Из этой ткани шьют дамские пальто, платья, спортивные блузы, куртки, летнюю мужскую одежду.
  • Шевиот — ткань, производимая из шерстяной или смешанной пряжи. Название происходит от Чевиотских гор (Cheviot Hills) в Великобритании. Традиционный шевиот изготавливается из шерсти шевиотских овец (Cheviot sheep). Также шевиотом называется ткань, производимая из крапивного волокна, и называемая так, возможно, за своё сходство с известной шерстяной тканью.
  • Шенилл — обычно обивочная или портьерная ткань, в плетение которой включена особая, мохнатая как гусеница, нить (гусеница по-французски — «шений» — chenille).
  • Шёлк — мягкая ткань из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда. Изначально шёлк происходил из Китая и был важным товаром, который доставлялся в Европу по Шёлковому пути. Длина шёлковой нити (шелковины) из одного кокона достигает 800—1000 м. Нить имеет треугольное сечение и, подобно призме, отражает свет, что вызывает красивое переливание и блеск.
  • Шине — несколько разновидностей легкой шелковой ткани особой выделки с характерной размытостью контура орнамента. Употреблялась в парадных, часто подвенечных платьях.
  • Шифон — очень тонкая и лёгкая шёлковая ткань из туго скрученных нитей, чем достигается её прозрачность. В качестве волокна также может быть использован полиамид.
  • Шотландка — ткань, вырабатываемая из хлопчатобумажной, шерстяной пряжи, различных химических нитей саржевым переплетением с рисунком в крупную клетку, типичным для тканей национальной шотландской одежды. Шотландку используют для пошива школьной формы, платьев и верхних мужских сорочек. Второе, менее распространённое, но более правильное название узора шотландки и самой ткани — тартан, то есть плотная шерстяная ткань в клетку, используемая для пошива шотландских юбок — килтов.
  • Штапель — мягкая шелковистая, разнообразной окраски ткань из шелковистого волокна. Широкое распространение получила в середине XX века из-за относительной дешевизны. Ткань обладает одним недостатком — сильно садится после стирки.
  • Штоф — очень плотная шелковая ткань. Употреблялась в верхней одежде, драпировках, обивке мебели, текстильных обоях.
  • Эпингель — шерстяная ткань с поперечной полоской (ребристой, рельефной поверхностью), причем полосы различной толщины и ширины. Это очень легкая, иногда среднетяжелая ткань, гладкокрашеная, чаще темных тонов. Вырабатывается из тонкой гребенной пряжи. Шьют из этой ткани дамские костюмы и пальто.
  • Этамин — хлопчатобумажная прозрачная, редкотканная, легкая, воздухопроницаемая ткань. Вырабатывают её из очень тонкой пряжи. Ткань бывает узорчатой или с вышивкой, выполненной машинным способом. Из этамина шьют дамские летние платья и блузы.

Органза в пошиве

Для создания легких, прозрачных и красивых изделий пригодится ткань органза. Ее получают из полиэстера или вискозы, хотя раньше в основе материала были шелковые волокна. Материал входит в список нарядных тканей, наряду с гипюром, фатином и шелком. Он может быть блестящим и матовым, а наиболее интересно выглядят ткань с эффектом хамелеона. Прозрачное полотно идет на отделку изделий из кружева, пошив пышных юбок, декора интерьера. Рукодельницы мастерят из легкого тюля роскошные цветы для головных уборов, брошей, платьев.

В оформлении интерьера часто используется однотонная органза. Прозрачные занавески на окнах освежат любой дизайн. Если сами занавески из органзы кажутся чересчур легкими и просвечивающими, окно украсят ламбрекены из органзы. Более плотная органза на люверсах из пластика подойдет для оформления северных окон, где шторы не требуются. Вуаль и органза в качестве занавески впишутся в классический и современный интерьер гостиной комнаты.

Из прозрачной органзы делают разные элементы одежды: болеро, накидки, кардиганы. Нарядная ткань поможет украсить платье и пиджак, пыльник и даже плащ. Блузка из органзы с принтом дополнит повседневный или нарядный образ.

Украшения и декор из органзы также уместны, будь то заколки, броши в виде крошечных букетов и одиночных цветов. Для изготовления подобных аксессуаров используется тонкая лента из органзы наряду с шифоном, штапелем, экокожей, букле.

Мастерицы делают цветы из органзы, бабочки и украшения. В качестве декоративной упаковки подойдет мешочек из органзы. В него насыпают конфеты или кладут подарки. Мешочки из органзы подходят в качестве упаковки для других поделок.

Ценители уникального интерьерного декора могут украсить комнату топиарием из органзы, сделанным своими руками. Если не каждому под силу создать топиарий из данного материала, можно попробовать более легкие изделия. Новогодний праздник дополнит елочка из органзы, а для декорирования одежды и головных уборов подойдет несложный цветок из органзы.

Работать с материалом непросто, но интересно. Красиво и утонченно смотрится вышивка по органзе, которая подойдет для декоративного панно.

Органза в пошиве

Изделия из креп-сатин

Нередко для вещей, которые надеваются на выход в свет используют именно креп-сатин. Он обладает шикарным блеском, не тянется и плохо дышит. Поэтому такие вещи лучше не носить каждый день.

Ещё креп-сатин часто используют для интерьерного оформления залов при банкетах, в ресторанах, на свадьбах.

Из креп-сатина часто шьют покрывала. А также используют для пошива штор, портьер и кулис. Он легко драпируется, обрамляя окно идеальными складками.

Великолепно смотрятся на женщинах изящные вечерние клатчи и туфельки, обтянутые этим материалом.

Из него нередко шьют интересные блузки и юбки, которые пригодятся для соблюдения дресс-кода в офисе. В таких деталях одежды можно оригинально скомбинировать разные ткани. В вечерней одежде ткань нередко сочетают с кружевом или драпируют. Такая драпировка помогает скрыть лишний вес. А также этот материал используется для пошива изысканного нижнего белья.

Часто хозяева квартир используют этот красивый материал для оформления чехлов на стул или кресло, пошив скатертей и других бытовых мелочей.

Креп-сатин в пошиве

Что шьют из шифона?

Преимущественно из шифона шьют вечернюю, праздничную или свадебную одежду. Ведь материя достаточно тонкая, а потому легко поддается повреждениям. Это также хороший материал для пошива танцевальных костюмов, например для бальных или восточных танцев. Хотя, все чаще можно встретить изделия из этой ткани в повседневной жизни. Например, многослойные юбки, платья, летние сарафаны или ночные сорочки. Ну и, конечно же – шарфы и платки, ведь для них шифон – идеально подходящая ткань.

Поскольку материя полупрозрачна, одежда из нее, как правило, имеет более одного слоя, либо же она используется в качестве верхнего слоя над более плотным полотном.

Из него шьют не только одежду целиком, но используют для декора вещей или отдельных деталей костюма.

Материю из синтетических нитей используют для пошива штор.

Шифон в пошиве

Что шьют из габардина?

Из габардинового полотна можно сшить, практически, все вещи базового гардероба: от нижнего белья до рабочей и форменной одежды. Также этот материал широко используется для пошива предметов текстильного интерьера или его элементов. Спецодежда из этого материала обладает повышенными свойствами износостойкости. Она не сминается, отлично стирается и имеет продолжительный срок службы. Для верхней одежды важны свойства непроницаемости, защиты от ветра и дождя, сбережение тепла. Деловые костюмы из этого материала не мнутся и всегда имеют презентабельный вид. Причём популярностью пользуются как мужские, так и женские модели. Женские костюмы могут быть как с брюками, так и с юбками. Также из габардина шьют скатерти, салфетки, покрывала, наволочки на диванные подушки и накидки на стулья и мягкую мебель.

Если обощить, то из габардинов шьют:

  • мужские и женские костюмы и плащи;
  • спецодежду для военных, полиции, МЧС;
  • школьную форму, для продавцов и банковских служащих;
  • домашний текстиль: шторы, скатерти, салфетки, чехлы на мебель;

Габардин в пошиве

Покладочная ткань таффета: где применяется

В составе данной ткани присутствует чистый полиэстер либо нейлон с защитным напылением. Еще одно название таффеты – полиэфирный шелк. Ему найдено широкое применение в быту – он используется в качестве подкладки в специализированной и спортивной одежде, а также при изготовлении туристического снаряжения. Помимо палаток, тентов и спальников, из таффеты шьют шторы и покрывала, чехлы на стулья и наволочки для декоративных подушек. С таффетой удобно работать. Она легко строчится, не расползается, не деформируется, не линяет. Даже начинающая швея на стандартном оборудовании сумеет сшить из этой ткани простые изделия.

Подкладочная ткань таффета в пошиве

Шелк Армани: основное назначение

  1. Праздничная одежда, наряды (вечерние платья и элегантные мужские костюмы).
  2. Повседневная одежда.
  3. Домашняя одежда (сорочки, халаты, костюмы, пижамы).
  4. Некоторые бренды используют его и как бельевую материю, создавая из него разные варианты нижнего белья с эластичной резинкой, обеспечивающей комфортную посадку.

    Однако, обращаем ваше внимание, что такое белье является больше декоративным, чем повседневным, так как шелк армани – синтетический материал. 

  5. Платки и шарфы.
  6. Подкладка.
  7. Декоративные текстильные элементы.

Шелк Армани имеет гладкую, блестящую текстуру, благодаря которой он красиво смотрится на женском теле, подчеркивая его рельефности и скрывая минусы. Из-за этого он чаще всего используется для изготовления платьев, блузок, юбок и других вещей.

Купить шелк-армани в интернет-магазине tkani73.ru

Как шить шелк-армани

Применение фатина

Назначение у фатина может быть разным и зависит от его свойств. Например, жесткий материал применяется в производстве текстильных аксессуаров. Из него делают декор для автомобилей, предметов интерьера. Его испольуют для украшения интерьеров в дни проведения особых торжеств. Им можно воспользоваться для изготовления защитных сеток от насекомых. Вариант данного материала со средней жесткостью применяется в производстве подъюбников, за счет которых создаются нужный объем и форма одежды. Из него делают искусственные цветы, топиарии и иные декоративные элементы.

Мягкий фатин используют для пошива пышных юбок, нарядной взрослой и детской одежды. Например, из него делают платья принцесс, одежду балерин, сценические костюмы, бальные платья.

Кроме того, материал активно используется для пошива роскошных свадебных платьев. А также он применяется при изготовлении бижутерии, заколок, вставок в повседневную одежду.

В зависимости от разновидности материал может использоваться для карнавальных нарядов, театральных костюмов, фаты, прочих головных уборов, декоративных бантов, занавесок, вуали, свадебных перчаток. В бытовых целях он применяется для производства вставок в спортивную одежду, рюкзаки. Он украшает броши, дамские сумки, шляпки.

Из фатина делают крылья для детских новогодних костюмов. Он нашел применение в производстве балдахинов для детских кроватей, танцевальных костюмов. Из фатина создают большие объемные шары, которыми украшают залы торговых центров, ресторанов, кафе.

как вшить фатин

Ватин: назначение

Еще полвека назад ватин широко использовали в качестве утеплителя для верхней одежды. Из него изготавливали матрасы, одеяла, мягкую мебель, набивные игрушки. Сегодня ватин практически полностью вытеснили синтетические материалы – холлофайбер, тинсулейт, шелтер и другие.

Однако, им, по-прежнему, утепляют рабочую одежду, набивают мебель, спальные принадлежности и спортивное снаряжение, используют как упаковочный и клининговый материал.

Вот основные направления использования ватина:

  • Мебельное производство: диваны, кресла, мягкие и пружинные матрасы.
  • Строительство: тепло- и шумоизоляция, подложка под напольные покрытия.
  • Садоводство: укрывной материал для растений.
  • Спецодежда и обмундирование: спальные мешки, куртки, рукавицы, подшлемники.
  • Другое: изготовление гладильных досок, входных металлических дверей, фильтров, кухонных прихваток, шумоизоляция автомобилей.

Как вшить ватин

Флис: что из него шьют

Сфера применения флиса, поистине, неисчерпаема. Он считается одним из самых удобных и практичных материалов, поэтому из него шьют огромное количество самых разных изделий Изделиям из этого материала нет равных в холодную погоду. Флис востребован в производстве спортивной одежды. Причём, он может использоваться как основной материал, так и в качестве вставок в аксессуарах: в перчатках и варежках, в шапках. Из него шьют удобные и тёплые спальные мешки.

Из флиса производят верхнюю одежду: куртки, толстовки, ветровки, а также тёплые штаны, комбинезоны и жилетки. Но, наверное, самая органичная ассоциация при слове "флис" возникает с образом домашней пижамой, согревающей в самый холодный вечер. Из флиса также производят носки и гольфы. 

Из флиса производят домашний текстиль – пледы и покрывала. А также термобельё и обувь. Из этого материала изготавливают забавные и яркие игрушки. Еще одна область применения флиса, как и габардина, это обивка мягкой мебели. Сегодня невозможно найти гардероб, как взрослый, так и детский, где бы не было хотя бы одной вещи из этого чудесного материала.

Шьем из флиса